
Автокресла, разрешенные ГИБДД. Комментарии инспектора.
Статистика ДТП с участием детей-пассажиров неутешительна. В России количество ребят, получивших серьезные проблемы со здоровьем вследствие аварии, существенно выше, чем в европейских странах. Борясь с ситуацией на законодательном уровне, было решено ужесточить правила перевозки детей и карать безответственных водителей высокими штрафами.
Буква закона
В середине 2017 года в действие вступили новые изменения в ПДД. Согласно Постановлению российского правительства № 761 были внесены поправки, касающиеся следующих моментов:
- Из формулировки был исключен термин «иные устройства». Это означает, что использовать можно только удерживающие системы. Такое изменение вынудило более ответственно подходить к выбору изделий и тщательно изучать ассортимент, предложенный в детских и специализированных магазинах.
- Для перевозки малышей до семилетнего возраста подходят только детские автокресла независимо от того, впереди или сзади сидит пассажир.
- Обязательно использование удерживающего кресла и для детей, не достигших 12 лет и сидящих на переднем пассажирском сиденье. В таких ситуациях стоит помнить и об отключенной подушке безопасности.
- Для юных пассажиров возрастом от 7 до 12 лет можно выбирать любой способ защиты: либо автокресло, либо штатные ремни безопасности. Такое послабление касается лишь тех случаев, когда ребенок едет на заднем сиденье.
- Требования ГИБДД ужесточились для тех, кто оставляет детей до 7 лет в автомобиле самих. Это нарушение карается законом.
С одной стороны, условия ужесточились. Инспекторы теперь признают исключительно каркасные удерживающие устройства, обеспечивающие правильное расположение ремней, защиту с боков. С другой стороны, родители получили возможность самостоятельно определять необходимость в такой защите для детей 7-12 лет. Однако стоит помнить о том, что главный критерий при принятии решения – рост ребенка. «Взрослые» ремни опасны для тех, чей рост ниже 150 см.
В случае отсутствия, несоответствия стандартам или выявления неисправностей детских автокресел на водителя налагается штраф. Если раньше его размер был незначительным – всего 500 рублей, то теперь многим родителям выгоднее приобрести удерживающее устройство, чем расставаться с внушительной суммой взыскания – от 3000 рублей. Само наличие кресла – не гарантия освобождения от штрафа. Он налагается даже в тех случаях, когда сиденье есть, но ребенок не находится в нем.
Новые формулировки и требования ГИБДД нуждаются в разъяснениях. Какие автокресла разрешены ГИБДД? Какими изделиями теперь пользоваться нельзя? Стоит ли ориентироваться исключительно на возраст или на параметры веса и роста?
Разрешенные устройства
По ПДД автокресло должно быть даже у новорожденного ребенка. Для них предусмотрено два вида устройств: автолюлька группы 0 и автокресло 0+. Первое изделие представляет собой люльку коляски со специальными ремнями и креплениями. Малыша не придется будить. Достаточно снять люльку с шасси, поставить в салон автомобиля и закрепить. Это не только безопасный, но и удобный способ перевозки младенцев.
Согласно ПДД детские автокресла – это «удерживающая система (устройство), соответствующая весу и росту ребенка». Что входит в значение этого термина?
Вокруг этого вопроса разгораются нешуточные споры. Некоторые владельцы не соглашаются с выписанными штрафами и обращаются в суды. Для того, чтобы выяснить, какие автокресла разрешены ГИБДД, обратимся к Техрегламенту ТС 018/2011. Изделия должны соответствовать международным стандартам ECE R4/04 или ЕЭК ООН №44-04. По ПДД автокресло может иметь лямки типа Zs без потертостей. Ремни должны регулироваться и оснащаться работоспособными механизмами и пряжками.
Согласно ГОСТу у устройства предусматриваются крепления к внутренней части кузова. Они должны удерживать и снижать риск получения травмы в результате торможения через ограничение подвижности тела.
По закону существует 5 групп:
- 0 – для новорожденных и младенцев до 10 кг,
- 0+ – для малышей до 13 кг,
- 1 – для ребят весом 9-18 кг,
- 2 – для детей от 15 до 25 кг,
- 3 – старшая категория 22-36 кг.
Такие конструкции называются цельными. Их используют для всех возрастных групп. Для 3-й категории допустимо применение нецельных конструкций, т.е. частичных устройств, которые комбинируются со штатным ремнем безопасности.
На корпусе должна быть наклейка с указанием стандарта ECE R04. Устройства устаревших стандартов 01 и 02 использовать запрещено. Изделия с маркировкой 44/03 допустимы до 2020 года. Оптимальными считаются сиденья, соответствующие ECE R44/04. Они должны иметь наглядную инструкцию по установке, успешно пройти краш-тесты и доказать на них свою безопасность. Далеко не все популярные в России приспособления соответствуют новым правилам.
Поговорим об «иных средствах»
Под «иными средствами» подразумеваются разные не цельные конструкции: адаптеры ремней безопасности, бустеры, бескаркасные кресла и другие устройства. Главное их преимущество и причина популярности заключается в невысокой стоимости. Какие из этих изделий могут использоваться по закону, а за какие придется расплачиваться штрафом?
Главная причина введения поправок – забота о сохранении жизни и здоровья маленьких пассажиров в аварийных ситуациях. Вместо того, чтобы поддаваться уловкам маркетологов, стоит тщательно изучить вопрос. Помните, что мы покупаем удерживающее устройство не для инспектора, а для безопасности собственного ребенка.
- Адаптеры, треугольники, ФЭСТы – компактные и дешевые приспособления, которые широко использовались автовладельцами. На любую критику в СМИ производитель остро реагировал, ссылаясь на сертификацию, выданную в Венгрии еще в 2009 году. Однако в Европе такое устройство запрещено уже очень давно. Почему? Во время проведения краш-тестов было доказано, что адаптер не только не снижает травмирование ребенка при столкновении, но и причиняет несовместимые с жизнью травмы, врезаясь в область живота и повреждая внутренние органы. Результаты теста, к сожалению, нашли подтверждение на практике.
- Бескаркасное кресло – имитирует обычное удерживающее устройство. Существовали прецеденты, когда автовладельцы выигрывали суды и не подвергались санкциям за использование этих устройств. Однако стоит помнить, что такое изделие может использоваться только в качестве замены кресла 3 возрастной группы. Преимущества такого решения понятны: дешевизна, простота установки, компактные размеры, не сковывает движения ребенка, одетого в зимнюю одежду. Однако обратившись к исследованиям, нельзя не учесть следующее: лямка ремня проходит на уровне пояса, а не таза как в каркасных сиденьях. Следовательно, при ударе могут быть серьезные повреждения брюшной полости. Производитель заявил о том, что изделие выдерживает нагрузку в 400-500 кг, но в реальных ситуациях она значительно выше. Из бескаркасного кресла не получится быстро извлечь ребенка.
- Бустер – удерживающее устройство без спинки. Из всех вышеперечисленных изделий – это максимально безопасное. Его можно использовать для крупных детей старше 8 лет. Оно приподнимает ребенка на оптимальную высоту, чтобы штатные ремни находились в области груди, а не шеи. Однако это не единственное преимущество устройства. Краш-тесты показали, что бустер удерживает ребенка на одном месте, не давая ему виснуть на ремнях.
Таким образом, Закон разрешает лишь одну альтернативу для детей от 8 лет и старше. Бустер не является полноценной заменой стандартному автокреслу, однако это наиболее подходящее решение для крупных детей, которым тесно в обычных сиденьях.
Как использовать УУ?
По ПДД детские автокресла устанавливаются исключительно при условии отключенных подушек безопасности. Перед покупкой важно убедиться в наличии сертификатов и маркировки. Отдавайте предпочтение стандарту ECE R44/04 и 129 i-Size. Инспектор имеет право проверить не только наличие устройства, но и то, зафиксировано ли оно. Для крепления используются штатные ремни безопасности, Isofix, якорные крепления, упоры. Нежелательно использовать бывшие в употреблении изделия, ведь они могут иметь внутренние повреждения и не сработать должным образом при ударе.
Качественное кресло стоит от 10000 рублей. Сумма достаточно большая, однако она стоит того, чтобы не бояться проверок ГИБДД и быть спокойным за безопасность ребенка.